19.10.2021
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Меусишинская начальная школа –
детский сад»
368580,
ул. Детсадовская 10, с. Меусиша, Дахадаевский район
Согласовано Утверждено:
Зам. директора по УВР Директор МБОУ
________
/ Исмаилова З.М./
«Меусишинская НШ-ДС»
«__» ____________ 2021г. ________ / Гасайниев Т.Г./
«___»
_________ 2021г.
Разработчик:
учитель начальных классов
Абдурахманова К.И.
Меусиша, 2021г.
План работы с одарёнными детьми в 1 классе
В современном обществе одной из приоритетных
задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие
одарённых детей, возможность реализации их потенциальных способностей.
Одаренность
– это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми. При этом особое значение имеет собственная активность ребёнка. Дети
младшего школьного возраста обладают высоким уровнем любознательности и
чрезвычайной яркостью фантазии. Поэтому признаки одарённости можно проследить в
реальной деятельности путём наблюдения за характером его действий.
В начальной школе важно вовремя разглядеть в
ребёнке признаки одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться,
усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность
независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая
одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно
легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую
специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных
высот такие дети обычно не достигают.
Других
школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить,
сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и
т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения,
интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то
"пять", то "два"): блестяще по одному предмету и "так
себе" по-другому.
Особый вид одаренности — творческая
одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной,
музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде
всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная
эмоциональная жизнь.
В 1
классе вся работа направлена на выявление, изучение и поддержку одарённых
детей. Но это не самоцель, а необходимое условие их интеллектуального и
личностного роста в условиях образовательного учреждения, с тем, чтобы обеспечить
благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости.
Принципы
работы педагога с одаренными детьми:
принцип
максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип
возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип
индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания
условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы
выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цели работы с одаренными детьми
Выявление
одаренных детей.
Создание условий
для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть
еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть
серьезная надежда на качественный скачок в развитии из способностей.
Развитие и
выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Формы работы с одаренными
учащимися
объединения
дополнительного образования;
внеурочная
деятельность;
конкурсы и
конференции;
интеллектуальный
марафон;
участие в
олимпиадах;
Работа с родителями одаренных детей
Психологическое сопровождение родителей одаренного
ребенка.
Совместная практическая деятельность одаренного
ребенка и родителей.
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей
на уровне школы.
Мероприятие, цель |
Формы работы |
Сроки |
Различные
варианты метода наблюдения за детьми |
Родительские
собрания, индивидуальная работа с детьми и родителями. |
В
течение года |
Анкетирование
родителей |
Изучение
результатов, учёт сведений в деятельности. |
До
05.09. |
Создание
положительной мотивации к учению. |
Словесная
оценка, поддержка усилий детей, создание ситуации успеха. |
Ежедневно |
Воздействовать на развитие эмоционально-волевых,
нравственных качеств личности |
Ролевые
игры, тематические классные часы, беседы, упражнения |
Еженедельно |
Вовлечение детей во внеурочную деятельность,
дополнительное образование. |
Беседы,
демонстрирование успешных результатов занятий. |
Сентябрь |
Проведение
входной, промежуточной и итоговой диагностики. |
Диагностика,
коррекционная работа по её результатам. |
Сентябрь,
декабрь, апрель. |
Участие
в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов. |
|
Ноябрь
– апрель. |
Организация
различных интеллектуальных игр, спортивных соревнований, творческих конкурсов |
Классные
часы, «Весёлые
старты», праздники: Осенний
бал, «День Защитников Отечества», «Мамин день» и т.д. Изготовление
поделок, рисование, сочинения и т.д. |
Октябрь
– май. |
Сформированность
навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками. |
Парная
и групповая работа, совместные выступления (художественная самодеятельность).
Внеурочная деятельность. |
В
течение года. |
Использование
вариативной части учебника и рабочей тетради. |
Индивидуальная
работа на уроках, во внеклассной работе. |
В
течение года. |
Воспитание
любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, расширение
кругозора. |
Проведение
викторин по сказкам и рассказам детских писателей; выполнение иллюстраций к
фрагментам произведений и организация выставки работ детей. |
Еженедельно. |
Выработка
навыка осознанного, правильного и выразительного чтения. |
Разнообразные
задания по звуковому анализу и моделированию речи. Драматизация произведений. |
В
течение года. |
Развитие
логического и творческого мышления. |
Решение
головоломок, математических кроссвордов, занимательных упражнений. Обучение
разгадыванию и составлению ребусов |
В
течение года. |
Развитие
вычислительных навыков. |
Решение
«математических цепочек», раскрашивание рисунков в заданные цвета, в
зависимости от полученного результата вычислений. |
В
течение года. |
Развитие
пространственного мышления, мелкой моторики |
Распознавание,
копирование геометрических фигур; выполнение графических диктантов по
клеточкам, конструирование письменных букв из пластилина, соленого теста, бархатной
бумаги. |
В
течение года. |
Развитие
воображения. |
Выполнение
рисунков и аппликаций по теме: «На что похоже?» |
В
течение года. |
Развитие
связной речи, обогащение и активизация словарного запаса детей. |
Составление
сюжетных и описательных рассказов (по картинкам).Упражнения в восстановлении
деформированного текста. |
В
течение года. |
Формирование
азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры
человека. |
Урочная
и внеурочная деятельность. |
В
течение года. |
Развитие
языковой эрудиции, интереса к языку и речевому творчеству. |
Обучение
самостоятельной работе с источниками информации: справочниками,
энциклопедиями, словарями. |
В
течение года. |