19.10.2021
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Меусишинская начальная школа – детский сад»
368580, ул. Детсадовская 10, с. Меусиша,
Дахадаевский район, Республика Дагестан
Рассмотрен Согласовано Утверждаю:
Протокол№ ______ Зам. директора по УВР Директор МБОУ
от «___» __________ 2021 _______/Исмаилова З.М Приказ № ____
Руководитель ШМО
от «__» _________ 2021г. от «__» ____2021г.
______/Абдурахманова К.И./
_______/Гасайниев Т.Г./
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся 1 класса на 2021 – 2022 учебный год |
Предметная область: «Математика»
Разработала:
учитель начальных классов Абдурахманова К.И.
с. Меусиша, 2021г.
Содержание
I. Организационный раздел……………………………………………………………..3
- 7
1.1. Пояснительная записка (актуальность,
цели, задачи, предполагающие результаты)…………………………………………………………………………………3 - 4
1.2. Основные требования к уровню
математической подготовки учащихся…………………………………………………………………………………….4 - 5
1.3. Личностные, метапредметные и предметные
результаты изучения факультативного курса «Занимательная математика»……………………………………………….……..5
- 6
1.4. Содержание курса «Занимательная
математика»…………………………….…….6 - 7
II. Содержательный раздел…………………………………………………………….
8- 10
2.1. Календарно-тематическое
планирование программы кружка «Занимательная математика»………………………………………………………………………..……..8
– 10
III.
Организационный раздел ………………………….…………………………………11
3.1. Список используемой литературы………………………………………………………11
I.
Организационный раздел
1.1.
Пояснительная записка
Интегрированный курс «Занимательная
математика» объединяет в единый учебный предмет два разноплановых по способу
овладения ими предмета: математику и геометрию. Такое объединение поможет
повысить качество обучения и развития учащихся, т.к. создает условия для
осуществления органического единства мыслительной и конструкторско-практической
деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния друг на друга и
взаимодействия: математические знания и мыслительная деятельность учащихся.
Актуальность программы определена
тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики,
стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся
ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе
обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных
с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности,
будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному
развитию.
Не менее важным фактором реализации данной
программы является и стремление развивать у учащихся умения самостоятельной
работы, думать, решать творческие нестандартные задачи, а также
совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному
вопросу.
Содержание программы соответствует
познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность
работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию.
Содержание кружка представляет собой курс
введения в мир элементарной математики и геометрии, а также расширенный
углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета –
математика.
Данная программа кружковой работы
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества».
Учет индивидуальных возрастных, психофизиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения
целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности… начального общего, основного и среднего
(полного) общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей
каждого ученика, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных
мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в
познавательной деятельности…»
Цель программы состоит как в том, чтобы
обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся (научить их
счёту, сформировать умения выполнять арифметические действия, решать текстовые
задачи и др.) и развить умения и навыки в том, чтобы познакомить с основами
конструкторско-практической деятельностью и формировать элементы
конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и
навыков учащихся.
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
познакомить учащихся с историей возникновения математики и геометрии как
наук;
учить решению нестандартных творческих задач;
учить моделировать различные математические объекты;
учить поиску и рациональному использованию необходимой информации;
воспитывать любознательность, сообразительность, настойчивость,
целеустремленность;
содействовать развитию творческого воображения, логического мышления,
развитию кругозора путем выполнения нестандартных задач и выполнения упражнений
нового вида;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
рассуждать.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые понятия по математике, ее ключевые понятия;
получить представления о возникновении математики и геометрии как наук;
получить представления о задачах нестандартного вида и способах их решения;
выполнять задания творческого характера;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
добывать информацию и рационально ее использовать;
формировать творческое воображение и логическое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня
сложности: успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;
получить представления о моделировании.
1.2.
Основные требования к уровню
математической подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать: основной
программный материал курса математики в 1 классе:
-счёт в пределах 20;
знание основных величин;
знание основных геометрических фигур;
понятие отношений «больше», «меньше», «равно»;
понятие «задача» и ее решение;
способы работы с линейкой и др.
Учащиеся должны уметь: творчески
применять имеющиеся знания, навыки в реальных жизненных ситуациях, обладать
определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и
практических задач.
Виды контроля знаний.
В данном случае для проверки уровня
усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
участие в математических конкурсах, праздниках, турнирах, олимпиадах;
выполнение практикумов, самостоятельных творческих работ.
Условия организации
занятий. Кружок создается из учащихся 1 класса. Занятия групповые, индивидуальные.
Продолжительность одного занятия не более 30 минут. Занятия проводятся в
течении учебного года 1 раза в неделю. Всего занятий – 34.
Методы работы:
упражнения, задачи;
беседа;
игры.
Формы работы:
групповые занятия;
индивидуальные занятия.
1.3.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
изучения факультативного курса «Занимательная математика»
Личностными результатами изучения данного
факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной
работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми
головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в
соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,
на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие
знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них
верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
1.4.
Содержание курса «Занимательная математика»
Тематика задач и заданий
отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную
информацию, интересные математические факты, способные дать простор
воображению. Программа включает следующие разделы: "Общие понятия" (3
часа), "Элементы истории математики" (5 часов), "Числа и
операции над ними"(6 часов), "Занимательность" (4 часа),
"Волшебные фигуры"(3 часа), «Математика и конструирование» (15
часов).
Раздел программы "Общие понятия" направлен на развитие
логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков,
необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.
Раздел программы "Элементы истории математики" расширяет и углубляет
знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями
современной математики, раскрывает приложения математики в практике.
Раздел программы "Числа и операции над ними" составляет ядро
математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения
арифметических действий и применение этих навыков для решения практических
задач.
Раздел программы "Занимательность" состоит из разнотипных
упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и
непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты
в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.
Раздел программы "Волшебные фигуры" направлен на развитие
пространственных представлений учащихся.
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии
замкнутые. Прямая линия. Свойство прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам.
Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве.
Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виду углов: прямой,
острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина
ломаной.
Многоугольник- замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника.
Виды многоугольников: Треугольник, четырёхугольник и т. д. Периметр
многоугольника. Виды треугольника: по соотношению сторон, по угла. Построение
треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной
линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их
свойства. Построение прямоугольника, квадрата с использован свойств его
диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника ( квадрата),
площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное
расположение прямоугольника ( квадрата) и окружности. Прямоугольника,
вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата).
Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей.
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей
на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного
параллелепипеда. Св-ва граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка
прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка
куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях.
Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой
круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Раздел программы «Конструирование»
Виды бумаги. Основные приёмы обработки
бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону разрезание ножницами,
соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону.
Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», « Песочница».
Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование
листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление
аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора
«Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования
различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой
«Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная,
сплошная тонкая, штрихпунктирная. Чтение чертежа, изготовление аппликаций и
изделий по чертежу.
Технологический рисунок.
Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта.
Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор» : название и
назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя
болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей различных моделей
геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного
параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов,
имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического
содержания.
Изготовление фигур, имеющих заданное
количество осей симметрии.
II.Содержательный
Календарно-тематическое планирование
программы кружка «Занимательная математика».
№ п.п. |
Название разделов и темы занятий. |
Кол.ч. |
Дата проведения. |
|
Раздел 1 "Общие понятия". |
3 |
|
1. |
Классификация
предметов по различным признакам. Понятия "много",
"один", "право", "лево", "раньше",
"позже", "потом", "после этого". Задачи -
шутки, задачи - загадки. |
1 |
|
2. |
Состав,
сложение, вычитание в пределах 9. Шутки, загадки, головоломки. Математически
фокусы. Игры, развивающие чувство времени и глазомер. "Латинские
квадраты". Задачи на переливание. |
1 |
|
3. |
Решаем
уравнения с увлечением. Игры: "Какое число задумано?" "Докажи
утверждение, решив уравнение". "Решение задач через составление
уравнения". |
1 |
|
Раздел 2 "Элементы истории математики". |
5 |
||
4. |
Что дала
математика людям? Зачем её изучать? Как люди учились считать? |
1 |
|
5. |
Старинные
системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система
древних египтян. Головоломки с домино. Ребусы. Шарады. |
1 |
|
6. |
Римские
цифры. Как читать римские цифры? Головоломки со спичками. Житейские истории,
оригинальные задачи. Кроссворды. |
1 |
|
7. |
Из истории
цифр. "Таинственные знаки" математика Древнего Востока. Древний
Египет. Ранние математические тексты. Игра "Математика почти без
вычислений". |
1 |
|
8. |
Возникновение
математических знаков больше, меньше и равно. |
1 |
|
Раздел 3 " Числа и операции над ними". |
6 часов. |
||
9. |
Числа и
цифры от 1 до 5. Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки.
Шарады. Пословицы, крылатые слова. Игра "Думай, считай, отгадывай".
Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности. |
1 |
|
10. |
Числа и
цифры от 6 до 9. Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки.
Шарады. Пословицы, крылатые слова. Игра "Думай, считай, отгадывай".
Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности. "Великолепная
семерка". |
1 |
|
11. |
Решаем
примеры с увлечением. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10.
Задачи - шутки, задачи загадки, затруднительные ситуации. Изготовление
наглядного пособия по математике. |
1 |
|
12. |
Счет
десятками и единицами. Числа простые и составные. О бесконечности ряда
натуральных чисел. Числа из спичек. Равенство из спичек. Игры со спичками. |
1 |
|
13. |
Сложение и
вычитание двузначных чисел (без перехода через десяток). Игра - путешествие. |
1. |
|
14. |
Сложение и
вычитание в пределах 20 (с переходом через десяток). Настольные игры
"Переставь шашки", "Интересная расстановка". |
1 |
|
Раздел 4 " Занимательность". |
4 |
||
15. |
Математические
игры: "Затейные задачи". Затруднительные положения".
"Уменье везде найдет примененье". Примеры с "зашифрованным
словом". "Магические квадраты". Примеры с "дырками".
Ребусы. Задачи повышенной сложности. |
1 |
|
16. |
Час
веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный
математик". Волшебное число 0. кто придумал 0? Задачи на
сообразительность. |
1 |
|
17. |
Решение
задач на разностное сравнение. Задачи повышенной сложности. Ребусы,
кроссворды. |
1 |
|
18. |
Интеллектуальный
марафон. |
1 |
|
Раздел 5 " Волшебные фигуры". |
3 |
||
19. |
Игра
"Танграмм". |
1 |
|
20. |
Игра
"Запутанные маршруты". Решение зада на развитие пространственных
представлений. Настольные игры - соревнования. |
1 |
|
21. |
Величины.
Метрическая система мер в России. Новые приставки и единицы "тера",
"гига", "мега". |
1 |
|
Раздел 6 «Математика и конструирование» |
13 |
||
22. |
Точка.
Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное
расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. |
1 |
|
23. |
Отрезок.
Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур,
составленных из счётных полочек, по заданным условиям. |
1 |
|
24. |
Обозначение
геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной
длины. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок. Изготовление
аппликации «Песочница» из бумажных полосок |
1 |
|
25. |
Луч.
Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча. Сантиметр. Сравнение
отрезков по длине разными способами. Упорядочивание отрезков по длине. |
1 |
|
26. |
Циркуль.
Геометрическая сумма и разность двух отрезков. |
1 |
|
27. |
Угол.
Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. Чертёжный
треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. |
1 |
|
28. |
Ломаная.
Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление модели
ломаной из проволоки. Длина ломаной. |
1 |
|
29. |
Многоугольник.
Углы, стороны, вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник,
пятиугольник и др. Классификация многоугольников по числу сторон |
1 |
|
30. |
Прямоугольник.
Св- во противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на
бумаге в клетку. Квадрат. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрат в
прямоугольник. Чертёж. Обозначение на чертеже линии сгиба. |
1 |
|
31. |
Единицы
длины: ДМ, М. Соотношение между единицами длины. Знакомство
с техникой «Оригами». Изготовление изделий в технике «Оригами» с
использование базовой заготовки – квадрат. |
1 |
|
|
Всего: |
32ч. |
|
II.
Организационный
Информационно
– методическое обеспечение
Список используемой литературы.
- Агаркова Н. В., «Нескучная математика. 1 – 4
классы. Занимательная математика»., - Волгоград: «Учитель», 2007.
- С.И.Волкова., «Методическое пособие к курсу
«Математика и конструирование»:1 – 4 кл.: пособие для учителя», – М.:
Просвещение, 2007.
- С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина., «Математика и
конструирование. Пособие для учащихся. 1 класс. – М.: Просвещение, 2010.
- Житомирский В.Г., Шеврин Л.В., «Путешествие по
стране геометрии»., - М., « Педагогика-Пресс», 2004.
- Жильцова Т.В., Обухова Л.А., «Поурочные
разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004 г.
- Волина В.В., « Праздник числа (Занимательная
математика для детей): Книга для учителей и родителей», – М.: Знание,
2004.
- Шадрина И.В. «Обучение математике в начальных классах.
Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов», – М. «Школьная
Пресса», 2003.
- Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных
классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М.
«Школьная Пресса». 2002 г.
- Агафонова И. «Учимся думать. Занимательные
логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет», - С. –
Пб,1996.
- Асарина Е. Ю., Фрид М. Е., «Секреты квадрата и
кубика», - . М.: «Контекст», 2005.
- Белякова О. И. «Занятия математического кружка. 3
– 4 классы», – Волгоград: Учитель, 2008.
- Лавриненко Т. А. «Задания развивающего характера
по математике», - Саратов: «Лицей», 2002.
- Симановский А. Э., «Развитие творческого мышления
детей», - М.: Академкнига/Учебник, 2002.
- Сухин И. Г. «Занимательные материалы», - М.:
«Вако», 2004.
- Шкляров Т. В. «Как научить вашего ребёнка решать
задачи», - М.: «Грамотей», 2004.
- Сахаров И. П., Аменицын Н. Н., «Забавная
арифметика», - С.- Пб.: «Лань», 1995.
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А., «Вся математика с
контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами». 1 – 4 классы»,
- М., 2004.
- Аменицкий Н.Н., « Забавная арифметика», - Москва
« Наука», 1991.
- Волина В.В., « Праздник числа» занимательная
математика для детей», - М.: «Знание», 2008.
- Истомина Н.Б., « 110 задач с сюжетами из сказок»
, - М., 2002.
- Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г., «Занимательная
математика: Книга для учащихся, учителей и родителей /1-5 класс», – М.:
АСТ-Пресс, 1999.
- Дружинина М.В., «Учусь считать», – М.: Дрофа,
2001.
- Казанцева Я.Э. «Математика с улыбкой: Игры,
ребусы, кроссворды для младших школьников», – Ярославль: Академия
развития, 1998.
- Пышкало А.М., Гончарова М.А.,
Кочурова Е.Э., «Занимательная математика», – М.: Астрель, АСТ, 2000.