Программа внеурочной деятельности на 2021-2022г.

19.10.2021

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Меусишинская начальная школа – детский сад»

368580, ул. Детсадовская 10, с. Меусиша, Дахадаевский район, Республика Дагестан

 

 

Рассмотрен                                                 Согласовано                     Утверждаю:

Протокол№ ______                              Зам. директора по УВР                   Директор МБОУ

от «___» __________ 2021                   _______/Исмаилова З.М               Приказ № ____

Руководитель ШМО                             от «__» _________ 2021г.              от «__» ____2021г.

______/Абдурахманова К.И./                                                                _______/Гасайниев Т.Г./

                                                                      

        

Программа внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

для обучающихся 1 класса

на 2021 – 2022 учебный год

         

Предметная область: «Математика»

     

                                                                                                      Разработала:

                                                                                учитель начальных классов                          Абдурахманова К.И.

   

                                                    с. Меусиша, 2021г.

Содержание

I. Организационный раздел……………………………………………………………..3 - 7

1.1. Пояснительная записка (актуальность, цели, задачи, предполагающие результаты)…………………………………………………………………………………3 - 4

1.2. Основные требования к уровню математической подготовки учащихся…………………………………………………………………………………….4 - 5

1.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса «Занимательная математика»……………………………………………….……..5 - 6

1.4. Содержание курса «Занимательная математика»…………………………….…….6 - 7

II. Содержательный раздел……………………………………………………………. 8- 10

2.1. Календарно-тематическое планирование программы кружка «Занимательная математика»………………………………………………………………………..……..8 – 10

III. Организационный раздел ………………………….…………………………………11

3.1. Список используемой литературы………………………………………………………11

                         

I.                   Организационный раздел

 

1.1.            Пояснительная записка

 

Интегрированный курс «Занимательная математика» объединяет в единый учебный предмет два разноплановых по способу овладения ими предмета: математику и геометрию. Такое объединение поможет повысить качество обучения и развития учащихся, т.к. создает условия для осуществления органического единства мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния друг на друга и взаимодействия: математические знания и мыслительная деятельность учащихся.

 

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развивать у учащихся умения самостоятельной работы, думать, решать творческие нестандартные задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию.

Содержание кружка представляет собой курс введения в мир элементарной математики и геометрии, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

*      «Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества».

*      Учет индивидуальных возрастных, психофизиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

*      Обеспечение преемственности… начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

*      Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности…»

 

Цель программы состоит как в том, чтобы обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся (научить их счёту, сформировать умения выполнять арифметические действия, решать текстовые задачи и др.) и развить умения и навыки в том, чтобы познакомить с основами конструкторско-практической деятельностью и формировать элементы конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и навыков учащихся.

 

Задачи:

*      расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

*      познакомить учащихся с историей возникновения математики и геометрии как наук;

*      учить решению нестандартных творческих задач;

*      учить моделировать различные математические объекты;

*      учить поиску и рациональному использованию необходимой информации;

*      воспитывать любознательность, сообразительность, настойчивость, целеустремленность;

*      содействовать развитию творческого воображения, логического мышления, развитию кругозора путем выполнения нестандартных задач и выполнения упражнений нового вида;

*      уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли, рассуждать.

 

Предполагаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

*      усвоить основные базовые понятия по математике, ее ключевые понятия;

*      получить представления о возникновении математики и геометрии как наук;

*      получить представления о задачах нестандартного вида и способах их решения;

*      выполнять задания творческого характера;

*      помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

*      добывать информацию и рационально ее использовать;

*      формировать творческое воображение и логическое мышление;

*      способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности: успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;

*      получить представления о моделировании.

 

1.2.            Основные требования к уровню математической подготовки учащихся.

 

Учащиеся должны знать: основной программный материал курса математики в 1 классе:

*      -счёт в пределах 20;

*      знание основных величин;

*      знание основных геометрических фигур;

*      понятие отношений «больше», «меньше», «равно»;

*      понятие «задача» и ее решение;

*      способы работы с линейкой и др.

 

Учащиеся должны уметь: творчески применять имеющиеся знания, навыки в реальных жизненных ситуациях, обладать определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач.

Виды контроля знаний.

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

*      участие в математических конкурсах, праздниках, турнирах, олимпиадах;

*      выполнение практикумов, самостоятельных творческих работ.

Условия организации занятий. Кружок создается из учащихся 1 класса. Занятия групповые, индивидуальные. Продолжительность одного занятия не более 30 минут. Занятия проводятся в течении учебного года 1 раза в неделю. Всего занятий – 34.

Методы работы:

*      упражнения, задачи;

*      беседа;

*      игры.

Формы работы:

*      групповые занятия;

*      индивидуальные занятия.

 

1.3.            Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса «Занимательная математика»

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

*      развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

*      развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

*      воспитание чувства справедливости, ответственности;

*      развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

 

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

1.4.            Содержание курса «Занимательная математика»

Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Программа включает следующие разделы: "Общие понятия" (3 часа), "Элементы истории математики" (5 часов), "Числа и операции над ними"(6 часов), "Занимательность" (4 часа), "Волшебные фигуры"(3 часа), «Математика и конструирование» (15 часов).

Раздел программы "Общие понятия" направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.

Раздел программы "Элементы истории математики" расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.

Раздел программы "Числа и операции над ними" составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.

Раздел программы "Занимательность" состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.

Раздел программы "Волшебные фигуры" направлен на развитие пространственных представлений учащихся.

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые. Прямая линия. Свойство прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виду углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

             Многоугольник- замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: Треугольник, четырёхугольник и т. д.  Периметр многоугольника. Виды треугольника: по соотношению сторон, по угла. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника, квадрата с использован свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника ( квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.

            Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника ( квадрата)  и окружности. Прямоугольника, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

            Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Св-ва граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

            Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

Раздел программы «Конструирование»

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», « Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

Чертёж. Линии на чертеже: основная, сплошная тонкая, штрихпунктирная. Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

Технологический рисунок.  Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.Хочу такой сайт

Набор «Конструктор» : название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей различных моделей геометрических фигур и изделий.

 Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания.

Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.

                                                                                   

II.Содержательный

Календарно-тематическое планирование программы кружка «Занимательная математика».

№ п.п.

Название разделов и темы занятий.

Кол.ч.

Дата проведения.

 

Раздел 1 "Общие понятия".

3

1.

Классификация предметов по различным признакам. Понятия "много", "один", "право", "лево", "раньше", "позже", "потом", "после этого". Задачи - шутки, задачи - загадки.

1

2.

Состав, сложение, вычитание в пределах 9. Шутки, загадки, головоломки. Математически фокусы. Игры, развивающие чувство времени и глазомер. "Латинские квадраты". Задачи на переливание.

1

3.

Решаем уравнения с увлечением. Игры: "Какое число задумано?" "Докажи утверждение, решив уравнение". "Решение задач через составление уравнения".

1

Раздел 2 "Элементы истории математики".

5

4.

Что дала математика людям? Зачем её изучать? Как люди учились считать?

1

5.

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система древних египтян. Головоломки с домино. Ребусы. Шарады.

1

6.

Римские цифры. Как читать римские цифры? Головоломки со спичками. Житейские истории, оригинальные задачи. Кроссворды.

1

7.

Из истории цифр. "Таинственные знаки" математика Древнего Востока. Древний Египет. Ранние математические тексты. Игра "Математика почти без вычислений".

1

8.

Возникновение математических знаков больше, меньше и равно.

1

Раздел 3 " Числа и операции над ними".

6 часов.

9.

Числа и цифры от 1 до 5. Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова. Игра "Думай, считай, отгадывай". Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности.

1

10.

Числа и цифры от 6 до 9. Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова. Игра "Думай, считай, отгадывай". Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности. "Великолепная семерка".

1

11.

Решаем примеры с увлечением. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10. Задачи - шутки, задачи загадки, затруднительные ситуации. Изготовление наглядного пособия по математике.

1

12.

Счет десятками и единицами. Числа простые и составные. О бесконечности ряда натуральных чисел. Числа из спичек. Равенство из спичек. Игры со спичками.

1

13.

Сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через десяток). Игра - путешествие.

1.

14.

Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через десяток). Настольные игры "Переставь шашки", "Интересная расстановка".

1

Раздел 4 Занимательность".

4

15.

Математические игры: "Затейные задачи". Затруднительные положения". "Уменье везде найдет примененье". Примеры с "зашифрованным словом". "Магические квадраты". Примеры с "дырками". Ребусы. Задачи повышенной сложности.

     1

16.

Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Волшебное число 0. кто придумал 0? Задачи на сообразительность.

1

17.

Решение задач на разностное сравнение. Задачи повышенной сложности. Ребусы, кроссворды.

1

18.

Интеллектуальный марафон.

1

Раздел 5 Волшебные фигуры".

3

19.

Игра "Танграмм".

1

20.

Игра "Запутанные маршруты". Решение зада на развитие пространственных представлений. Настольные игры - соревнования.

1

21.

Величины. Метрическая система мер в России. Новые приставки и единицы "тера", "гига", "мега".

1

Раздел 6 «Математика и конструирование»

13

22.

Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая.

1

23.

Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных полочек, по заданным условиям.

1

24.

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной  длины. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок. Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок

1

25.

Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча. Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. Упорядочивание отрезков по длине.

1

26.

Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков.

1

27.

Угол. Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. Чертёжный  треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый.

1

28.

Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление модели ломаной из проволоки. Длина ломаной.

1

29.

Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др.  Классификация многоугольников по числу сторон

1

30.

Прямоугольник. Св- во противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Квадрат. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрат в прямоугольник. Чертёж. Обозначение на чертеже линии сгиба.

1

31.

Единицы длины: ДМ, М.  Соотношение между  единицами длины.

Знакомство с техникой «Оригами». Изготовление изделий в технике «Оригами» с использование базовой заготовки – квадрат.

1

 

Всего:

32ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.                Организационный

Информационно – методическое обеспечение

Список используемой литературы.

  1. Агаркова Н. В., «Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика»., - Волгоград: «Учитель», 2007.
  2. С.И.Волкова., «Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»:1 – 4 кл.: пособие для учителя», – М.: Просвещение, 2007.
  3. С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина., «Математика и конструирование. Пособие для учащихся. 1 класс. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Житомирский В.Г., Шеврин Л.В., «Путешествие по стране геометрии»., - М., « Педагогика-Пресс», 2004.
  5. Жильцова Т.В., Обухова Л.А., «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004 г.
  6. Волина В.В., « Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей», – М.: Знание, 2004.
  7. Шадрина И.В. «Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов», – М. «Школьная Пресса», 2003.
  8. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002 г.
  9. Агафонова И. «Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет», - С. – Пб,1996.
  10. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е., «Секреты квадрата и кубика», - . М.: «Контекст», 2005.
  11. Белякова О. И. «Занятия математического кружка. 3 – 4 классы», – Волгоград: Учитель, 2008.
  12. Лавриненко Т. А. «Задания развивающего характера по математике», - Саратов: «Лицей», 2002.
  13. Симановский А. Э., «Развитие творческого мышления детей», - М.: Академкнига/Учебник, 2002.
  14. Сухин И. Г. «Занимательные материалы», - М.: «Вако», 2004.
  15. Шкляров Т. В. «Как научить вашего ребёнка решать задачи», - М.: «Грамотей», 2004.
  16. Сахаров И. П., Аменицын Н. Н., «Забавная арифметика», - С.- Пб.: «Лань», 1995.
  17. Узорова О. В., Нефёдова Е. А., «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами». 1 – 4 классы», - М., 2004.
  18. Аменицкий Н.Н., « Забавная арифметика», - Москва « Наука», 1991.
  19. Волина В.В., « Праздник числа» занимательная математика для детей», - М.: «Знание», 2008.
  20. Истомина Н.Б., « 110 задач с сюжетами из сказок» , - М., 2002.
  21. Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г., «Занимательная математика: Книга для учащихся, учителей и родителей /1-5 класс», – М.: АСТ-Пресс, 1999.
  22. Дружинина М.В., «Учусь считать», – М.: Дрофа, 2001.
  23. Казанцева Я.Э. «Математика с улыбкой: Игры, ребусы, кроссворды для младших школьников», – Ярославль: Академия развития, 1998.
  24. Пышкало А.М., Гончарова М.А., Кочурова Е.Э., «Занимательная математика», – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Программа внеурочной деятельности 2021-2022г..docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(963) 799-18-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».