18.10.2021
Рекомендации для родителей.
Для чего
нужно заниматься игрой на фортепиано.
В век компьютеров и интернета почему-то
стало не модным заниматься музыкой, в частности- игрой на фортепиано.
В представлении многих людей музыкальная
образованность не входит в число так называемых атрибутов успеха, необходимых
для успешного современного человека. Многие считают, что не стоит тратить силы
и время ребенка на обучение музыке, лучше отдать его на хореграфию, вокал или в
какую-нибудь спортивную секцию.
Мне, как педагогу с большим стажем работы,
хочется развеять это заблуждение. Мне бы очень хотелось возродить интерес к
широкому музыкально-инструментальному обучению и создать все условия для того,
чтобы общеразвивающий воспитательный потенциал индивидуальных музыкальных
занятий был с максимальной эффективностью реализован в отношении каждого
ребенка.
Так почему все же нужно обучать ребенка
музыке?
Прежде всего потому, что в основе музыки
лежит эмоциональная привлекательность. Музыка, как вид искусства, обладает
особой притягательной силой для человеческой психики, нуждающейся в
эмоциональных переживаниях. Эмоциональные переживания лежат как в основе
развития личности, так и в основе музыкальной одаренности. Именно музыкальная
отзывчивость на музыку, а не наличие абсолютного слуха, как считают многие,
является главной музыкальной способностью.
И так, главная цель современного
музыкального воспитания и обучения- развитие личности ребенка,
раскрытии всех ее творческих, интеллектуальных и художественных возможностей,
всемерное развитие всех присущих этой личности способностей и потенциальных
возможностей при обязательным бережном сохранении ее индивидуального
своеобразия, неповторимого духовного склада.
В последнее время социальная и
профессиональная значимость человека определяется не столько эрудицией, суммой
конкретных профессиональных знаний и умений, сколько более общими творческими
возможностями личности: ее способностью к самообучению и саморазвитию.
Современному обществу требуются люди умеющие усваивать большие объемы новой
информации и оперировать ими, успешно решать нестандартные ситуации и т.д..
Современный человек должен иметь коммуникативные способности и определенный
уровень эмоциональной культуры.
В процессе обучения игре на фортепиано
обучающийся приобретает знания и человеческие качества, которые в дальнейшем
выручат его в любой нестандартной жизненной ситуации. “Образованный человек, -
отмечает И.М.Ильинский, -это человек, способный к творчеству... Смысл
современного образования - научение творчеству, в котором мысль и совесть,
разум и эмоции составляют единый процесс приспособления к изменяющимся и
неизвестным условиям”.
Примечательно, что повышение роли
музыкальных занятий обычно происходило в моменты наивысшего духовного и
культурного расцвета цивилизаций, в периоды торжества общегуманистических идей
и ценностей.
Так, в Древней Греции музыка - “гимнастика
для души” -наряду с “гимнастикой для тела” и “гимнастикой для ума” - составляла
неотъемлемую часть триединого процесса воспитания. В эпоху европейского
Возрождения широкое распространение получила игра на струнных и духовых
инструментах, и совместное музицирование стало одной из традиционных форм
духовного общения. Музыка, наряду с другими науками, преподавалась в
университетах. Начиная с конца 18 века, с расцветом эры клавирного искусства,
главенствующее значение приобретает музицирование на фортепиано - инструменте,
обладающем широчайшими возможностями в передаче музыкальной фактуры и тонких нюансов
музыкальной речи. Обучение игре на фортепиано становится важным (а для девушек
- обязательным) элементом воспитания культурного человека.Тезис об особой роли
музыкальных занятий в воспитании личности получает свое подтверждение не только
эмпирически, в опыте многовекового использования музыки как средства духовного
развития, но также и на уровне теоретического осмысления.
Интересные данные о положительном влиянии
музыки на различные аспекты деятельности человека, об общности психологических
механизмов, участвующих в художественном переживании музыки и мыслительных
операциях, связанных с интеллектуальной активностью, представлены в работах
многих исследователей. Д.К. Кирнарская выдвигает смелое предположение, что все
интеллектуальные способности человека зародились и формировались в недрах
музыкальной деятельности, которая предшествовала появлению речи и абстрактного
мышления. В работах по проблемам развивающего обучения в классе фортепиано
(Г.М.Цыпин, А.Г. Каузова и др.) отмечается, что “сам процесс фортепианно-исполнительского
обучения обладает значительными резервами общего и музыкального развития
учащихся”. Однако в этих работах внимание акцентируется в основном на
музыкальном, а не на общем развитии обучающихся. Вопросы же общеразвивающих
возможностей фортепианных занятий и их использования в системе массового,
общедоступного музыкального образования как средства активизации творческих
сторон личности пока еще остаются недостаточно раскрытыми.
Существует взаимосвязь между общими и
специальными способностями человека. Эта взаимосвязь образует в структуре
личности единую систему, обуславливая и активизируя функционирование друг
друга: чем выше развитие общих способностей – тем больше предпосылок для
развития специальных способностей, а развитие специальных способностей
положительно влияет на развитие интеллектуальных сил личности. Данное положение
о взаимосвязи музыкальных способностях с более общими получает свое
подтверждение в современных исследованиях. Так, интеркорреляционные
исследования, проведенные рядом ученых-психологов, подтвердили давно
сложившееся в педагогической общественности мнение о взаимосвязи музыкальных способностей
со способностями математическими и языковыми.Замечено, что
музыкально одаренные испытуемые лучше справляютс с тестовыми заданиями, а также
показывают более высокий уровень успеваемости и обучаемости в целом. Интересно
отметить, что в серьезном исследовании Стейнбека, известного специалиста по
проблемам таланта и одаренности, именно пианисты показали наилучшие тестовые
результаты и выиграли конкурс по математике.
Взаимосвязь развития музыкальных и
языковых способностей можно объяснить давно подмеченной искусствоведами близостью
музыки и речи, языка «музыкального» и «вербального», что способствует
развитию у обучающихся схожих навыков восприятия и особенностей мышления. Итак,
индивидуальное обучение фортепиано, являющееся мощнейшим стимулятором развития
музыкальных способностей, (что замечательно доказано в методических трудах
Г.М.Цыпина и его последователей), заключает в себе также большие возможности и
для формирования других, более общих сторон и качеств личности обучающегося.
Большое положительное значение в плане
общего развития ребенка имеет тот факт, что в музыкальной деятельности интеллектуальные
действия тесно переплетаются с эмоциональными процессами, а
эмоциональный компонент, как известно, является важной составляющей творческого
мышления и входит в мотивационную структуру познавательной деятельности. При
этом в мыслительную деятельность активно вовлекаются подсознательные элементы
психической активности, проявляющиеся в явлениях интуиции, инсайта
(“озарения”), антиципации (“предчувствия-предвосхищения”) и т.д. Можно сказать,
что в музыкальных занятиях активно тренируются, “отрабатываются” все элементы
творческого мышления, включая его самые ценные, тонкие, не всегда поддающиеся
логическому осознанию механизмы. Вероятно, это связано с тем, что у музыкантов,
как показали исследования психологов, меньше выражена асимметрия мозговых
полушарий, и в процессе психической деятельности правое (образно-эмоциональное)
– и левое (логическое) полушария мозга легче подменяют друг друга и передают
друг другу различные функции. Это свидетельствует об особом, свойственом
музыкантам, целостно-аналитическом восприятии музыки, в
котором тесно сплетаются логические, образные, эмоциональные элементы мышления.
Занятия музыкой активно влияют на
формирование и развитие эмоциональных и коммуникативных свойств личности, что
связано с самой природой музыки, как одного из наиболее эмоционально насыщенных
видов искусства. Искусство является своего рода аккумулятором эмоциональной
памяти человечества, главная функция которого состоит в извлечении, передаче и
освоении людьми общественно сформированного чувственно-эмоционального опыта,
как фактора чисто человеческого развития. Огромный потенциал нравственного
воздействия искусства основан на генетическом родстве общей эмпатии
(эмоциональной отзывчивости на произведения искусства). В художественном
произведении предстает в зашифрованном, закодированном виде человеческая
личность со всеми ее чувствами и переживаниями, переданными средствами того или
иного вида искусства. Музыка общепризнанно считается искусством, обладающим
наибольшими возможностями в передаче чувств и эмоций человека - во всем их
богатстве и разнообразии, включая динамику их развития и трансформации.
Способность музыки непосредственно влиять на эмоциональное состояние слушателей
объясняется особой “заразительностью” музыкальных ритмоинтонаций, имеющих много
общего и с речевой интонацией, и с ругими формами человеческой экспрессии
-мимикой, жестикуляцией.
Инструментальное исполнительство, являясь
одной из форм художественной коммуникации, активно влияет на формирование и
совершенствование экспрессивных свойств личности - таких, как умение эмоционально
высказываться, раскрывать перед другими людьми свои чувства и переживания. Эти
умения чрезвычайно важны для полноценного межличностного общения, так как
именно неспособность в цивилизованной и убедительной форме выказывать свои
чувства и переживания часто служит источником недопонимания, отчужденности и
конфликтов между людьми.Стремление музыканта донести до слушателей
эмоциональное содержание произведения, передать аудитории свои чувства и
переживания - неотъемлемая часть процесса художественной коммуникации, общения
исполнителя с публикой. Эта потребность быть понятым, потребность найти отклик
своим переживаниям в чувствах других людей формируется в практике игры на
инструменте самым естественным образом, причем на всех уровнях музицирования,
начиная с самых ранних этапов обучения.
Общеразвивающий эффект занятий музыкальным
исполнительством можно объяснить также существованием тесной взаимосвязи между
развитием руки человека и его мозгом. Известно,
что развития человека, совершенствование ручных действий, их приспособление к
условиям трудовой или игровой деятельности, тем или иным предметам и
инструментам является стимулятором формирования и развития мышления. “Есть
особые, активнейшие, наиболее творческие участки мозга, - писал
В.А.Сухомлинский, - которые пробуждаются к жизни благодаря соединению процессов
абстрактного мышления и тонкой, мудрой работой рук. Если такого соединения нет,
эти отделы мозга превращаются в тупики».
Очень важно также понимание, что эта связь
руки и мозга наблюдается не только в прямом, но и в обратном направлении -то
есть она имеет двухсторонний характер. “...При любом двигательном тренинге,
будь то гимнастическое упражнение или разучивание фортепианного этюда,
упражняются не руки, а мозг” - это положение, по мнению Н.А.Бернштейна, должен
хорошо осознать каждый педагог».
Вероятно, трудно найти вид деятельности,
предъявляющий к точности, гибкости и разнообразию движений пальцев и кистей рук
более высокие требования, чем игра на фортепиано. Для освоения этой сложной и
многоуровневой системы движений требуется большое приложение интеллектуальных
и волевых усилий, концентрация внимания и оперативной памяти; при этом
значительно расширяются психофизиологические возможности ребенка, развитость,
“тренированность” центрального двигательного анализатора, или участков мозга,
обеспечивающих контроль и управление сферой движений.
Данные экспериментальных исследований
психологов и физиологов также подтверждают особую двигательную одаренность
музыкантов. Так, у них отмечается большая развитость отделов мозга, отвечающих
за моторные навыки и их связь с органами чувств, а также меньшая выраженность
доминирования правой руки над левой, более равномерное развитие обеих рук.
Музыканты, особенно пианисты, легче справляются с различными тестами на точность
и координацию движений.
Так как овладение игрой на музыкальном
инструменте процесс, как известно, довольно трудоемкий, требующий большого
терпения и постоянства усилий, он создает особые условия для скорейшего
формирования у обучающихся общетрудовых умений и навыков, а также
соответствующих волевых качеств -таких, как целеустремленность,
настойчивость, самостоятельность, решительность, выдержка и
дисциплинированность. Известно, что дети, занимающиеся в музыкальной школе,
отличаются особой собранностью и организованностью, что позволяет им за
ограниченное количество времени справляться со значительно большим, чем у их
сверстников, объемом заданий. Сами условия обучения игре на музыкальном
инструменте, помимо уроков с педагогом, требуют ежедневных, длительных и
настойчивых, самостоятельных занятий ученика, что предполагает большие вложения собственных
усилий ученика. В домашних занятиях ученик остается один на один с
разучиваемым произведением, а также с постоянно возникающими в процессе работы
текущими трудностями (текстовыми, техническими), с которые ему приходится
бороться самому, без помощи и принуждения со стороны педагога. При этом
интенсивно развиваются не только настойчивость и терпение, но и такие ценные
качества, как самостоятельность мышления, изобретательность и гибкость
ума.
Итак, мы видим, обучение игре на
музыкальных инструментах обладает огромным общеразвивающим потенциалом и должно
занять достойное место в системе массового воспитания и образования детей и
подростков.