Для Вас, родители!

18.10.2021


Рекомендации для родителей.

Для чего нужно заниматься игрой на фортепиано.



В век компьютеров и интернета почему-то стало не модным заниматься музыкой, в частности- игрой на фортепиано.

В представлении многих людей музыкальная образованность не входит в число так называемых атрибутов успеха, необходимых для успешного современного человека. Многие считают, что не стоит тратить силы и время ребенка на обучение музыке, лучше отдать его на хореграфию, вокал или в какую-нибудь спортивную секцию.

Мне, как педагогу с большим стажем работы, хочется развеять это заблуждение. Мне бы очень хотелось возродить интерес к широкому музыкально-инструментальному обучению и создать все условия для того, чтобы общеразвивающий воспитательный потенциал индивидуальных музыкальных занятий был с максимальной эффективностью реализован в отношении каждого ребенка.

Так почему все же нужно обучать ребенка музыке?

Прежде всего потому, что в основе музыки лежит эмоциональная привлекательность. Музыка, как вид искусства, обладает особой притягательной силой для человеческой психики, нуждающейся в эмоциональных переживаниях. Эмоциональные переживания лежат как в основе развития личности, так и в основе музыкальной одаренности. Именно музыкальная отзывчивость на музыку, а не наличие абсолютного слуха, как считают многие, является главной музыкальной способностью.

И так, главная цель современного музыкального воспитания и обучения- развитие личности ребенка, раскрытии всех ее творческих, интеллектуальных и художественных возможностей, всемерное развитие всех присущих этой личности способностей и потенциальных возможностей при обязательным бережном сохранении ее индивидуального своеобразия, неповторимого духовного склада.

В последнее время социальная и профессиональная значимость человека определяется не столько эрудицией, суммой конкретных профессиональных знаний и умений, сколько более общими творческими возможностями личности: ее способностью к самообучению и саморазвитию. Современному обществу требуются люди умеющие усваивать большие объемы новой информации и оперировать ими, успешно решать нестандартные ситуации и т.д.. Современный человек должен иметь коммуникативные способности и определенный уровень эмоциональной культуры.

В процессе обучения игре на фортепиано обучающийся приобретает знания и человеческие качества, которые в дальнейшем выручат его в любой нестандартной жизненной ситуации. “Образованный человек, - отмечает И.М.Ильинский, -это человек, способный к творчеству... Смысл современного образования - научение творчеству, в котором мысль и совесть, разум и эмоции составляют единый процесс приспособления к изменяющимся и неизвестным условиям”.

Примечательно, что повышение роли музыкальных занятий обычно происходило в моменты наивысшего духовного и культурного расцвета цивилизаций, в периоды торжества общегуманистических идей и ценностей.

Так, в Древней Греции музыка - “гимнастика для души” -наряду с “гимнастикой для тела” и “гимнастикой для ума” - составляла неотъемлемую часть триединого процесса воспитания. В эпоху европейского Возрождения широкое распространение получила игра на струнных и духовых инструментах, и совместное музицирование стало одной из традиционных форм духовного общения. Музыка, наряду с другими науками, преподавалась в университетах. Начиная с конца 18 века, с расцветом эры клавирного искусства, главенствующее значение приобретает музицирование на фортепиано - инструменте, обладающем широчайшими возможностями в передаче музыкальной фактуры и тонких нюансов музыкальной речи. Обучение игре на фортепиано становится важным (а для девушек - обязательным) элементом воспитания культурного человека.Тезис об особой роли музыкальных занятий в воспитании личности получает свое подтверждение не только эмпирически, в опыте многовекового использования музыки как средства духовного развития, но также и на уровне теоретического осмысления.

Интересные данные о положительном влиянии музыки на различные аспекты деятельности человека, об общности психологических механизмов, участвующих в художественном переживании музыки и мыслительных операциях, связанных с интеллектуальной активностью, представлены в работах многих исследователей. Д.К. Кирнарская выдвигает смелое предположение, что все интеллектуальные способности человека зародились и формировались в недрах музыкальной деятельности, которая предшествовала появлению речи и абстрактного мышления. В работах по проблемам развивающего обучения в классе фортепиано (Г.М.Цыпин, А.Г. Каузова и др.) отмечается, что “сам процесс фортепианно-исполнительского обучения обладает значительными резервами общего и музыкального развития учащихся”. Однако в этих работах внимание акцентируется в основном на музыкальном, а не на общем развитии обучающихся. Вопросы же общеразвивающих возможностей фортепианных занятий и их использования в системе массового, общедоступного музыкального образования как средства активизации творческих сторон личности пока еще остаются недостаточно раскрытыми.Хочу такой сайт

Существует взаимосвязь между общими и специальными способностями человека. Эта взаимосвязь образует в структуре личности единую систему, обуславливая и активизируя функционирование друг друга: чем выше развитие общих способностей – тем больше предпосылок для развития специальных способностей, а развитие специальных способностей положительно влияет на развитие интеллектуальных сил личности. Данное положение о взаимосвязи музыкальных способностях с более общими получает свое подтверждение в современных исследованиях. Так, интеркорреляционные исследования, проведенные рядом ученых-психологов, подтвердили давно сложившееся в педагогической общественности мнение о взаимосвязи музыкальных способностей со способностями математическими и языковыми.Замечено, что музыкально одаренные испытуемые лучше справляютс с тестовыми заданиями, а также показывают более высокий уровень успеваемости и обучаемости в целом. Интересно отметить, что в серьезном исследовании Стейнбека, известного специалиста по проблемам таланта и одаренности, именно пианисты показали наилучшие тестовые результаты и выиграли конкурс по математике.

Взаимосвязь развития музыкальных и языковых способностей можно объяснить давно подмеченной искусствоведами близостью музыки и речи, языка «музыкального» и «вербального», что способствует развитию у обучающихся схожих навыков восприятия и особенностей мышления. Итак, индивидуальное обучение фортепиано, являющееся мощнейшим стимулятором развития музыкальных способностей, (что замечательно доказано в методических трудах Г.М.Цыпина и его последователей), заключает в себе также большие возможности и для формирования других, более общих сторон и качеств личности обучающегося.

Большое положительное значение в плане общего развития ребенка имеет тот факт, что в музыкальной деятельности интеллектуальные действия тесно переплетаются с эмоциональными процессами, а эмоциональный компонент, как известно, является важной составляющей творческого мышления и входит в мотивационную структуру познавательной деятельности. При этом в мыслительную деятельность активно вовлекаются подсознательные элементы психической активности, проявляющиеся в явлениях интуиции, инсайта (“озарения”), антиципации (“предчувствия-предвосхищения”) и т.д. Можно сказать, что в музыкальных занятиях активно тренируются, “отрабатываются” все элементы творческого мышления, включая его самые ценные, тонкие, не всегда поддающиеся логическому осознанию механизмы. Вероятно, это связано с тем, что у музыкантов, как показали исследования психологов, меньше выражена асимметрия мозговых полушарий, и в процессе психической деятельности правое (образно-эмоциональное) – и левое (логическое) полушария мозга легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции. Это свидетельствует об особом, свойственом музыкантам, целостно-аналитическом восприятии музыки, в котором тесно сплетаются логические, образные, эмоциональные элементы мышления.

Занятия музыкой активно влияют на формирование и развитие эмоциональных и коммуникативных свойств личности, что связано с самой природой музыки, как одного из наиболее эмоционально насыщенных видов искусства. Искусство является своего рода аккумулятором эмоциональной памяти человечества, главная функция которого состоит в извлечении, передаче и освоении людьми общественно сформированного чувственно-эмоционального опыта, как фактора чисто человеческого развития. Огромный потенциал нравственного воздействия искусства основан на генетическом родстве общей эмпатии (эмоциональной отзывчивости на произведения искусства). В художественном произведении предстает в зашифрованном, закодированном виде человеческая личность со всеми ее чувствами и переживаниями, переданными средствами того или иного вида искусства. Музыка общепризнанно считается искусством, обладающим наибольшими возможностями в передаче чувств и эмоций человека - во всем их богатстве и разнообразии, включая динамику их развития и трансформации. Способность музыки непосредственно влиять на эмоциональное состояние слушателей объясняется особой “заразительностью” музыкальных ритмоинтонаций, имеющих много общего и с речевой интонацией, и с ругими формами человеческой экспрессии -мимикой, жестикуляцией.

Инструментальное исполнительство, являясь одной из форм художественной коммуникации, активно влияет на формирование и совершенствование экспрессивных свойств личности - таких, как умение эмоционально высказываться, раскрывать перед другими людьми свои чувства и переживания. Эти умения чрезвычайно важны для полноценного межличностного общения, так как именно неспособность в цивилизованной и убедительной форме выказывать свои чувства и переживания часто служит источником недопонимания, отчужденности и конфликтов между людьми.Стремление музыканта донести до слушателей эмоциональное содержание произведения, передать аудитории свои чувства и переживания - неотъемлемая часть процесса художественной коммуникации, общения исполнителя с публикой. Эта потребность быть понятым, потребность найти отклик своим переживаниям в чувствах других людей формируется в практике игры на инструменте самым естественным образом, причем на всех уровнях музицирования, начиная с самых ранних этапов обучения.

Общеразвивающий эффект занятий музыкальным исполнительством можно объяснить также существованием тесной взаимосвязи между развитием руки человека и его мозгом. Известно, что развития человека, совершенствование ручных действий, их приспособление к условиям трудовой или игровой деятельности, тем или иным предметам и инструментам является стимулятором формирования и развития мышления. “Есть особые, активнейшие, наиболее творческие участки мозга, - писал В.А.Сухомлинский, - которые пробуждаются к жизни благодаря соединению процессов абстрактного мышления и тонкой, мудрой работой рук. Если такого соединения нет, эти отделы мозга превращаются в тупики».

Очень важно также понимание, что эта связь руки и мозга наблюдается не только в прямом, но и в обратном направлении -то есть она имеет двухсторонний характер. “...При любом двигательном тренинге, будь то гимнастическое упражнение или разучивание фортепианного этюда, упражняются не руки, а мозг” - это положение, по мнению Н.А.Бернштейна, должен хорошо осознать каждый педагог».

Вероятно, трудно найти вид деятельности, предъявляющий к точности, гибкости и разнообразию движений пальцев и кистей рук более высокие требования, чем игра на фортепиано. Для освоения этой сложной и многоуровневой системы движений требуется большое приложение интеллектуальных и волевых усилий, концентрация внимания и оперативной памяти; при этом значительно расширяются психофизиологические возможности ребенка, развитость, “тренированность” центрального двигательного анализатора, или участков мозга, обеспечивающих контроль и управление сферой движений.

Данные экспериментальных исследований психологов и физиологов также подтверждают особую двигательную одаренность музыкантов. Так, у них отмечается большая развитость отделов мозга, отвечающих за моторные навыки и их связь с органами чувств, а также меньшая выраженность доминирования правой руки над левой, более равномерное развитие обеих рук. Музыканты, особенно пианисты, легче справляются с различными тестами на точность и координацию движений.

Так как овладение игрой на музыкальном инструменте процесс, как известно, довольно трудоемкий, требующий большого терпения и постоянства усилий, он создает особые условия для скорейшего формирования у обучающихся общетрудовых умений и навыков, а также соответствующих волевых качеств -таких, как целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность, выдержка и дисциплинированность. Известно, что дети, занимающиеся в музыкальной школе, отличаются особой собранностью и организованностью, что позволяет им за ограниченное количество времени справляться со значительно большим, чем у их сверстников, объемом заданий. Сами условия обучения игре на музыкальном инструменте, помимо уроков с педагогом, требуют ежедневных, длительных и настойчивых, самостоятельных занятий ученика, что предполагает большие вложения собственных усилий ученика. В домашних занятиях ученик остается один на один с разучиваемым произведением, а также с постоянно возникающими в процессе работы текущими трудностями (текстовыми, техническими), с которые ему приходится бороться самому, без помощи и принуждения со стороны педагога. При этом интенсивно развиваются не только настойчивость и терпение, но и такие ценные качества, как самостоятельность мышления, изобретательность и гибкость ума.

Итак, мы видим, обучение игре на музыкальных инструментах обладает огромным общеразвивающим потенциалом и должно занять достойное место в системе массового воспитания и образования детей и подростков.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(963) 799-18-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».